четверг, 7 февраля 2013 г.

что будет с военно-медицинской академией?

С первых же дней своего возникновения Академия становится центром отечественной медицины по подготовке квалифицированных кадров. Здесь готовятся профессора для русских университетов, издаются первые русские оригинальные медицинские учебники. На протяжении более чем двух с половиной веков в стенах академии осуществлялась подготовка военных врачей, фактически до конца XIX века она оставалась основным центром медицинского образования для всего здравоохранения России. Наряду с обучением студентов медицинским наукам она готовила ветеринарных врачей и провизоров. Таким образом, Медико-хирургическая академия положила начало в нашей стране не только высшему медицинскому, но также высшему ветеринарному и фармацевтическому образованию.К началу XIX века в Академии сформировалась самобытная система медицинского образования достаточно высокого уровня. Основными чертами этой самобытной системы являлись: прогрессивные материалистические взгляды, воспитание врача у постели больного, этапность обучения в клинике, объединение в преподавании терапии и хирургии, солидная подготовка в области естественных наук.Вскоре после учреждения академия была возведена в ранг первых учебных заведений империи. Славу Военно-медицинской академии как одного из лучших учебных и научных заведений России и мира создавали именно её профессора и преподаватели, среди которых многие являлись выдающимися учёными и педагогами, создателями знаменитых научно-педагогических и клинических школ в различных областях естествознания и медицины. В. Петров, Н. Пирогов, И. Сеченов, С. Боткин, И. Павлов, В. Бехтерев, П. Дубовицкий, Н. Зинин, А. Бородин — эти имена известны каждому образованному человеку и не нуждаются в дополнительных комментариях.В Медико-хирургической академии впервые в нашей стране учреждаются кафедры и клиники гинекологии (1798), офтальмологии (1818), педиатрии (1842), патологической анатомии (1850), психиатрии (1857), оперативной хирургии и топографической анатомии (1865), общей и экспериментальной патологии (патологической физиологии — 1879), отоларингологии (1893), общего учения о заразных болезнях с практическим курсом бактериологии (1897), ортопедии (1900), авиационной медицины (1959). Эти кафедры, серьёзно изменившие порядок врачебного образования, явились родоначальниками медицинских специальностей в России. Так, в 1841 году по проекту Н. Пирогова была создана кафедра госпитальной хирургической клиники с целью, с одной стороны, соединения сведений, получаемых студентами, о «распознавании, ходе и лечении болезней с практическим медицинским образованием», с другой — для усиления больниц и госпиталей связью с наукой.Военно-медицинская академия всегда находилась на острие событий в тяжёлые годы войн, эпидемий, голода, стихийных бедствий. Выпускники, профессора, преподаватели активно участвовали в оказании помощи раненым во всех войнах, которые вела Россия с XVIII века. Спасая чужие жизни, сотрудники и воспитанники академии часто сами становились жертвами, погибали от пуль и болезней.Отечественная война 1812 года, Кавказская война 1827–1829 годов, Первая мировая война, Гражданская война — это далеко не полный перечень военных кампаний, в которых принимали участие представители академии. На всех этих войнах представители академии были не просто героическими участниками, а ведущими фронтовыми специалистами. Именно профессора Военно-медицинской академии — В. Оппель, Н. Вельяминов, С. Миротворцев, С. Гирголав и Р. Вреден — ещё в Первую мировую войну сумели разработать гениальную в своей простоте и изяществе военно-полевую медицинскую доктрину. Этапное лечение было официально регламентировано в качестве системы лечебно-эвакуационного обеспечения в Красной Армии и полностью реализовано в Великую Отечественную войну. Там она показала себя блестяще. Успех работы военных медиков был достигнут благодаря отлаженности системы этапного лечения раненых и больных с эвакуацией их по назначению. В результате в строй были возвращены 71,2 процента раненых и 93,6 процента больных.В период Великой Отечественной войны каждый десятый врач Красной Армии был выпускником Военно-медицинской академии, а непосредственно на фронте практически каждый пятый врач-фронтовик был её воспитанником. Профессорско-преподавательский состав Военно-медицинской академии в годы Великой Отечественной войны вновь показал жизнеспособность и результативность своих научных школ, которые складывались за многие десятки лет. Главная заслуга Военно-медицинской академии перед Вооружёнными Силами нашей страны и её народом в тяжёлые военные годы состоит в самоотверженной работе её воспитанников на фронте. Воспитанники Военно-медицинской академии несли в действующую армию прочные, проверенные опытом идеи и предложения, разработанные в Академии. Подавляющее большинство руководителей военно-медицинской службы высшего звена во время войны составляли выпускники Академии. Они стояли у руководства многими ответственными участками медицинского обеспечения сухопутных войск, военно-воздушных сил и военно-морского флота. Всего из академии на фронт отправились 1829 молодых военных врачей, 144 профессора и преподавателя, все адъюнкты.Велик вклад Военно-медицинской академии и в организацию медицинского обеспечения советских войск во время войны в Афганистане, где самоотверженно трудились 217 преподавателей. 136 военных врачей — специалистов академии были удостоены государственных наград. Каждый второй сотрудник академии принимал участие в организации и оказании медицинской помощи российским военнослужащим в период боевых действий в Чеченской Республике. По инициативе Военно-медицинской академии возведён памятник военным врачам, погибшим во всех войнах, когда-либо полыхавших в мире.На Военно-медицинскую академию легла основная тяжесть организации помощи пострадавшим и их специализированного лечения при ликвидации последствий всех крупных экологических катастроф последнего времени в стране: Арзамас и Семипалатинск, Челябинск и Уфа, полигон в Шиханах и атомные подводные лодки «Комсомолец» и «Курск», авария на Чернобыльской АЭС и землетрясение в Армении. Именно в академии были заложены основы комплексных научных исследований и практических разработок, положивших начало широкомасштабной реализации общегосударственной программы медицины катастроф.В советский период научно-исследовательская деятельность Академии постоянно расширяется по объёму и развивается на самом современном методическом уровне естествознания и медицинской науки. Заслуги ведущих учёных академии — В. Оппеля, С. Фёдорова, Г. Турнера, Л. Орбели, Е. Павловского, В. Воячека, В. Шевкуненко, В. Тонкова, Н. Аничкова, С. Аничкова, С. Лебедева, В. Шамова, М. Аринкина, М. Маслина, И. Рого-зина, С. Гирголава, П. Куприянова, И. Колесникова, Н. Молчанова, Ф. Комарова, А. Георгиевского и многих других были отмечены высокими государственными наградами. Звания Героя социалистического труда удостоены 22 выпускника и сотрудника академии, в их числе профессора П. Куприянов, В. Воячек, И. Колесников, Е. Павловский, Б. Самотокин и другие. Среди выпускников и сотрудников академии — девять Героев Советского Союза и Российской Федерации, удостоенных этого высокого звания в годы Великой Отечественной вой-ны и в мирное время: Б. Бегоулев, С. Богомолов, Е. Дыскин, В. Миронов, Ф. Ременной, Н. Родин, А. Соболевский, И. Милютин, О. Котов. Более сорока учёных академии удостоены Ленинской и Государственной премий.В настоящее время Военно-медицинской академией имени С.М. Кирова руководит профессор, заслуженный врач РФ Александр Белевитин. Он тоже выпускник академии. Окончив её в 1985 году, служил врачом отдельной бригады специального назначения, принимавшей участие в боевых действиях в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Александр Борисович награждён тремя орденами и многими медалями, в том числе медалью «За боевые заслуги».Генерал-майор медицинской службы А. Б. Белевитин — руководитель школы организаторов военного здравоохранения. Под его руководством ведутся приоритетные научно-исследовательские работы по основным направлениям деятельности медицинской службы ВС РФ в мирное и военное время, разрабатываются организация медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера мирного времени. Существенный вклад им сделан в разработку проблем сердечно-сосудистой хирургии и военно-полевой хирургии.На современном этапе развития Академия является уникальным в своём роде учебным, научным и лечебным учреждением. В её составе 63 кафедры, 31 клиника и 11 клинических подразделений, научно-исследовательский центр, 14 научно-исследовательских лабораторий, 7 факультетов. Образовательная деятельность включает три самостоятельных направления: первичную профильную подготовку врачей для трёх видов Вооружённых Сил; последипломную подготовку и усовершенствование врачей (ординатура, интернатура, профессиональная переподготовка, общее и тематическое усовершенствование); подготовку офицеров медицинской службы с&nb

История создания Военно-медицинской (Медико-хирургической) академии связана с именем Петра Великого, положившего начало развитию российской научной медицины и медицинского образования. Всего через двенадцать лет после основания Санкт-Петербурга великий реформатор России повелел начать строительство военных госпиталей. Он лично присутствовал при закладке в 1715 году на Выборгской стороне новой столицы Российского государства Адмиралтейского госпиталя, где воскликнул: «Здесь всякий изнеможённый служивый найдёт себе помощь и упокоение, которого ему доселе не было; дай только Бог, чтобы никогда многие не имели нужды сюда быть привозимы». Официальным же днём учреждения академии считается 18 (29) декабря 1798 года, когда императором Павлом I был подписан именной указ «Об устроении при главных госпиталях особого здания для врачебного училища и учебных театров». С этого периода начинается уникальная учебная, научная и лечебная деятельность Медико-хирургической академии, представляющая огромный культурный пласт в истории России и всего мира.

Олег Евланов, заместитель начальника Академии по учебной работе

Национальная гордость России

Комментариев нет:

Отправить комментарий